• 8-951-217-15-57 Алексей
  • my-remont@mail.ru

Освещение и дизайн интерьеров

Освещение в дизайне интерьера

Освещение в дизайне интерьера

Освещение — один из элементов дизайна интерьеров, при по­мощи которого можно добиться самых впечатляющих резуль­татов, и, тем не менее, это элемент, которым всё же могут по­рой пренебрегать.
Свет по-прежнему иногда считают лишь приложением, которое нужно только добавить для того, чтобы выполнить какую-нибудь определенную задачу, но не строительным материалом, который, благодаря своим уникальным свойствам, должен быть включен в разработку проекта с са­мого начала.
Удивительно, как могло случиться, что в профессии, где так активно используются самые разные возможности воздействия на чувственные ощущения, обусловленные но­выми достижениями в разработке конструкций и материалов, только сравнительно недавно обратили внимание на то, что при помощи света можно создавать нужную обстановку и це­ленаправленно воздействовать на зрительное восприятие ее наблюдателем.

Конечно, следует начать с того, что найти какой-то базовый подход, позволяющий наглядно представлять возможности использования света, достаточно трудно.
Начав анализиро­вать возможности использования освещения даже на началь­ных этапах проектирования, дизайнер может ощутить, что ему нужно какое-либо средство общения, будь то в словесной, будь то в графической форме, с помощью которого он мог бы представить схему игры света и теней, сложившуюся в его во­ображении, консультанту, который, в конечном счете, будет реализовывать ее на практике.

Важно, чтобы дизайнер знал о качественных показателях, функциональных особенностях и физических свойствах све­та и способах их возможного применения на практике.
В ходе изучения материала данного урока мы познакомим вас с эти­ми базовыми понятиями и объясним, как можно разбить эта­
пы разработки освещения на ряд простых операций, а также расскажем о некоторых способах представления ваших идей на бумаге.

Разработать удачную схему освещения в небольших коммер­ческих учреждениях или в большинстве жилых зданий спо­собен, естественно, профессиональный дизайнер интерье­ров.
Впрочем, если нужно разработать узкоспециализиро­ванную схему освещения или схему освещения для крупного коммерческого учреждения, то, чтобы охватить полностью все аспекты процесса, важно проконсультироваться у дизайне­ров по свету или инженеров-светотехников.
Это не означает, что профессиональный дизайнер интерьеров не справится с оформлением освещения при разработке крупных проек­тов, но, чтобы создать приемлемую и благоприятную схему освещения, ему обязательно придется работать в тесном кон­такте с дизайнером-специалистом по свету или инженером- светотехником.

Искусственное и естественное освещение

О том времени, когда единственным источником света была лампочка, подвешенная к потолку в середине помещения, остались лишь смутные воспоминания, и современные ди­зайнеры считают освещение одним из важнейших элементов в дизайне интерьеров
Разумеется, первостепенное значе­ние имеет обеспечение приемлемой видимости, для чего дол­жен быть предусмотрен какой-нибудь рациональный источ­ник освещения, впрочем, вплотную к решению этой насущной проблемы примыкает решение задачи эстетического свой­ства, нацеленной на создание у людей настроения, на вьдепение внешних очертаний предметов и подсветку декоратив­ных украшений интерьера.
Неразумно расходовать огромные деньги на украшения, мебель и аксессуары, если не удается обеспечить уровень освещенности, достаточный для того, что­бы заказчик мог получить от всего этого полное удовольствие. К анализу освещения нужно приступать как можно раньше, ещё в процессе разработки проекта.
Положение штепсельных розеток, кабелей, жёлобов для кабелей в стенах и установка систем наблюдения — всё это должно быть спланировано до начала любых работ.
Занимаясь заготовкой любых строитель­ных материалов нельзя забывать также об охране окружаю­щей среды, и дизайнер обязан продумать вопрос о том, как обеспечить равновесие требований практического и эстетиче­ского свойства наряду с сохранением целого ряда самых цен­ных природных богатств мира.
В действительности, примене­ние искусственного освещения в интерьере не обязательно означает потребление большого количества электроэнергии: отблески камина и полумрак при свете свечи могут придать интерьеру ощущение волшебства, и призваны стать одним из элементов запланированной схемы дизайна интерьера.

Разумеется, нельзя решить проблему освещения, применив лишь искусственное освещение, естественный свет так же ва­жен, как и искусственный.
Обратите внимание на то, как кра­сиво изменяется освещение в разное время года и как есте­ственно меняется освещение в течение дня с раннего утра до позднего вечера.
Несмотря на то, что организация есте­ственного освещения находится, как правило, в компетен­ции архитектора, вы как дизайнер имеете возможность ме­нять уровни освещенности или усиливать привлекательность имеющегося естественного освещения.

При отсутствии освещения цвета, текстуры и самые бес­ценные произведения искусства становятся лишь элемен­том фона. Применяйте свет для того, чтобы раздвинуть пространство, выделить определенные участки и создать нео­граниченной ощущение благополучия — также, как печальный день наводит на человека ощущение тоски и уныния, так и плохое освещение может вызвать депрессию и сезонные на­рушения самочувствия.

Организация освещения

При организации освещения может оказаться, что здесь скры­ты неисчерпаемые возможности, и что само освещение пред­ставляет собой союз искусства и науки, трудное для восприя­тия из-за специализированных понятий, понятных только про­фессионалу, знакомому с электроникой.
Впрочем, разбив про­цесс разработки схем освещения на отдельные поэтапные ба­зовые операции, можно свести его к решению элементарной задачи, где нужно руководствоваться лишь здравым смыс­лом.
Овладев основами дизайна освещения, вы сможете лег­ко и в полной мере анализировать свои творческие идеи.

Источники освещения. Типы ламп

Любая лампа — это источник определенного количества све­та, имеющего определенные свойства.
В продажу поступает огромное количество ламп разной формы и разного размера.
Вы как дизайнер можете выбрать из этой массы нужный вам источник освещения, и каждый из них имеет свои собствен­ные показатели по цветопередаче, световой отдаче и эко­номичности.
В течение длительного времени на рынке мож­но было приобрести только лампы накаливания и люминес­центные лампы (лампы дневного света), а сейчас в продаже есть также галогеновые лампы и люминесцентные лампы вы­сокого давления, а также лампы с коррекцией цветовой тем­пературы.
Ясно, что такой большой выбор источников осве­щения открывает перед профессиональными дизайнерами интерьеров широкие возможности их применения и достоин глубокого исследования.

Сейчас нам ясно, что освещение может оказывать на лкэдей определенное психологическое воздействие. Дальнейшее из­учение этого вопроса имеет для нас большое значение: это нужно для того, чтобы мы могли создавать дизайны высоко­го качества уже с учетом возможных последствий психологи­ческого воздействия элементов и принципов дизайна на лю­дей. А не заниматься исследованиями для того, чтобы понять, какими последствиями психологического воздействия чреват риск, связанный с нарушением условий освещения, приводя­щий к краху всего проекта, и не дающий возможности создать для наших заказчиков наилучшие условия работы.

Осветительные приборы или светильники

Осветительные приборы или светильники выбирают не толь­ко по эстетичности исполнения, но и, в равной степени, с уче­том того, каким образом обеспечивается управление ими, как сделать направленный или рассеянный свет, например, при помощи светильников, дающих отраженное освещение вверх, или светильников, дающих свет, заливающий стены.

Положение светильника

Положение светильника устанавливают в зависимости от ра­боты, выполняемой в помещении, и его нужно продумать ещё на начальном этапе работы над проектом.

Типы освещения

Если вы поняли, какие три элемента освещения считаются ба­зовыми, можно начать обдумывать свой проект, шаг за шагом. Первый шаг — нужно до конца разобраться, какие категории освещения имеются в вашем распоряжении.

Общее или фоновое освещение

Общее или фоновое освещение обеспечивает общий уровень освещения. Общее освещение может быть представлено нали­чием светильника в середине плоскости потолка, однако наибо­лее комфортные условия создаются использование комбини­рованной системы освещения. При использовании только об­щею освещения возможность подчеркнуть очертания или фор­му элементов интерьера или текстуру материалов ничтожно мала или вообще отсутствует.

Рассеянное освещение

Мы часто слышим термин «общее освещение» и тогда, ког­да имеется в виду «рассеянное освещение». Фактически, это освещение, достаточное для того, чтобы можно было переме­щаться по помещению.
Это не означает, что вопрос о приме­нении данного типа освещения можно или нужно оставить на «потом» при разработке дизайна освещения.
Как вы уже воде- пи, определенные уровни освещенности играют очень важную роль в условиях любой обстановки, и рассеянное освещение — просто один из этих уровней.

При проектировании систем рассеянного освещения нужно учитывать несколько аспектов.
Во-первых, вам нужно решить, что будет происходить в этом помещении, и каким должен быть уровень рассеянного освещения, приемлемый для выполнения такой работы.
Чтобы принять решение о выборе осветитель­ного прибора, важно проанализировать характер взаимодей­ствия, которое будет иметь здесь место.

Важно продумать все аспекты освещения: не только с техниче­ской. но и с художественной точки зрения. Можно ли считать, по вашему мнению, подвесной одиночный источник в центре помещения приемлемым решением в техническом и/или художественном плане? В большинстве случаев назвать такое решение удачным нельзя.

Направленное освещение

Это вод освещения, создаваемый источником освещения, ко­торый устанавливают таким образом, чтобы свет от него рас­пространялся в одном определенном направлении, освещая какой-то конкретный участок или объект. Источники направлен­ного освещения — прожекторы и точечные светильники.
Благо­даря применению современных технологий светильники мо­гут устанавливаться в такое положение, при котором они осве­щают только какую-то определенную область: например, точеч­ные светильники для освещения картин можно настроить та­ким образом, что они будут освещать точный участок рамы кар­тины.
Направленное освещение подчеркивает текстуру, но од­новременно высвечивает изъяны на поверхностях стен.

Кроме того, направленное освещение можно применять для подсветки специальных архитектурных элементов в простран­стве. Например, если в интерьере есть окно из цветного стек­ла, можно организовать его подсветку таким образом, чтобы подчеркнуть его декоративные качества; или можно подсве­тить какой-то необычный элемент (или типовой элемент, напри­мер, группу растений) так, что свет создаст прекрасные тени.
Обдумывая возможность применения направленного освеще­ния, выберите направление света — на потолок, пол, стену.
Так­же убедитесь в том, что ваш выбор не раздражает таза, и на лица лкздей, сидящих или стоящих в этом помещении, не пада­ют тени.
Другими словами, расположение направленного осве­щения, впрочем, как и любых других видов освещения, играет очень важную роль.

Рабочее освещение

Мы все знаем, что такое пытаться читать или выполнять любое другое задание при плохом освещении или, если схема осве­щения недоработана. Вам когда-либо доводилось работать при ослепительно ярком свете, который бьет прямо в таза?
При работе в таких или других аналогичных условиях таза мо­гут сильно уставать, а длительное воздействие такого света мо­жет сказаться не только на качестве выполняемой работы, но и испортить зрение.
Вы обязаны убедиться в том, что рабочее освещение отвечает требованиям, предъявляемым к выполне­нию данной работы.

Предстоит проанализировать еще один вопрос: как свет воз­действует на поверхность, которую он освещает. Сильно ли по­верхность отражает свет и попадает ли свет, отраженный от та­кой поверхности, в глаза лкздям, выполняющим работу?
Или же поверхность тусклая и потощает свет настолько, что для выполнения работы освещенность в помещении нужно увели­чить?
Возможны случаи, когда отражающая способность рабо­чей поверхности меняется, например, при работе с текстильны­ми изделиями или предметами искусства, поэтому при плани­ровании важно учесть возможность таких изменений.

Возможны ситуации, когда выполняемая работа имеет отно­шение к источникам света, например работа с компьютером.
При такой работе таза сильно устают, и важно продумать, ка­кие специфические условия нужно предусмотреть для каждо­го вида таких работ.
Когда вы выполните такую оценку, вам при­дется разработать систему освещения, которая не должна да­вать сбоев в работе.

Обдумывая возможности рабочего освещения, проанализируй­те, каким может быть воздействие слишком яркого света на ра­бочий процесс: свет, отраженный от поверхности с хорошей от­ражающей способностью может давать превосходное мягкое освещение.
Можно применить осветительные приборы, кото­рые снабжены специальными линзами или специальными ре­шетками, рассеивающими свет, создавая совершенно иное ка­чество освещения.
Проанализировав особенности рабоче­го процесса, вы можете придти к выводу, что нужный результат даст применение системы освещения, изготовленной по заказу.
Разумеется, заказные конструкции могут быть самыми разны­ми и выполняются с учетом специфических требований заказ­чика к выполнению работы.
Также нужно продумать вопрос о том, чтобы не допустить появ­ления теней на рабочей поверхности.
Например, когда вы чер­тите или пишете, из-за тени от вашей руки на бумаге вы можете плохо различать линии, которые вам нужно обводить, или де­тали, которые должны быть различимы.
Есть разные способы устранения этой проблемы, а самый простой из них — передви­нуть лампу на другое место!

При разработке систем рабочего освещения нужно проявлять особую скрупулёзность.
Имейте в воду, что, если, по вашему мнению, вы не в состоянии справиться с этой работой, не стес­няйтесь заявить об этом и обратитесь к консультанту.
Умение знать и признавать свои предельные возможности и способно­сти как профессионала — это показатель вашего профессиона­лизма.

Аварийное освещение

Нельзя завершить разговор об освещении, не затронув такую важную тему как обеспечение безопасное.
Нужно проанали­зировать не только места размещения защитных устройств, но и как оборудовать аварийное освещение, чтобы можно было безопасно перемещаться по зданию.
При нарушении подачи электроэнергии или в ночное время, когда электроснабжение отключается, как люди, которым по долгу службы нужно пере­
мещаться по зданию, могут ведеть, куда они идут?
Вам нужно обдумать все аспекты организации аварийного освещения и по­дойти к их решению творчески.

Занимаясь планированием системы освещения, крайне важ­но решить и эту проблему.
Например, если в ночное время кто-либо движется внутри здания, в каких местах должно быть предусмотрено освещение?
Ответ на этот вопрос для мест об­щего пользования и жилых зданий будет, скорее всего, разным.
Подумайте, как члены семьи будут искать ступеньки в темноте. Где нужно оборудовать ночники?
Разумеется, такие светильни­ки лучше разместить не на потолке, а вдоль лестницы.
Плани­руя систему аварийного освещения, тщательно продумайте это и другие соображения.

Распределение света

Чтобы обеспечить распределение света для четырех водов освещения, предусмотрен широкий выбор осветительных при­боров или светильников. Распределение света будет опреде­ляться выбором светильника.

Измеряя при помощи специальных приборов относительное количество света, падающего от светильника вверх и вниз, можно установить, к какой категории «распределения света» относится тот или иной светильник.
Термин «общее рассеянное освещение», если его рассматривать в прямом смысле, не со­всем точен, поскольку к этой категории относятся как светиль­ники, рассеивающие свет во всех направлениях, так и светиль­ники с непрозрачными боковыми стенками, от которых вверх и вниз падает примерно одинаковое количество света.
Конеч­но, зрение будет воспринимать освещение, создаваемое обои­ми светольниками, по-разному, несмотря на то, что схема рас­пределения света в помещении будет для них аналогичной.

© Copyright 2017